Нарушения мышления по структуре

Эти нарушения являются результатом дезорганизации сложной иерархии видов и уровней умственной деятельности. Клинический и педагогический опыт показывает, что наиболее удобной для понимания этих нарушений является схема, приведенная ниже.

1. Аутистическое мышление.

2. Паралогическое мышление.

3. Символическое мышление.

4. Резонерское мышление.

5. Разорванность мышления:

а) соскальзывание мышления;

б) словесная окрошка (языковая смесь);

в) шизофазия;

г) бессвязность (инкогеренция).

 

Аутистическое мышление представляет собой оторванные от внешнего мира, запертые в своем субъективном мире мысли, переживания, которые лишены адекватной связи с реальной действительностью. Идеи часто вырождаются и трансформируются, приобретают иррациональное, символическое и галлюцинаторно-бредовое содержание.

Такая своеобразная личностная перестройка, глубокие изменения мышления в эмоционально-волевой сфере впервые обозначены Э. Блейлером (1911) термином «аутизм». При этом такие оторванные от жизни аутистические мечты могут наблюдаться у людей с богатой фантазией, особенно у личностей с конверсионными расстройствами. Однако в последнем случае у людей не теряется возможность критической оценки своей фантазии с возвращением к действительности. При аутистическом мышлении больных шизофренией критическая оценка своих высказываний отсутствует.

Паралогическое мышление — это неверный, ошибочный вывод, который делается нечаянно на основании второстепенных признаков вследствие нарушения правил и законов логики.

В 1930 Е. А. Шевалев в своей статье «О Паралогическом мышлении» выделил вариант паралогического мышления, который он назвал формальным. В этом случае больные стремятся в своих суждениях передать богатство информации с помощью трафаретных выражений, используя словесные штампы, описать любое явление повседневной жизни. Паралогическое мышление базируется на ошибочности ссылок и является результатом нарушения процесса ассоциаций.

Паралогическое мышление встречается при шизофрении, параноидниых расстройствах личности.

Символическое мышление при психических заболеваниях является результатом творчества душевнобольных, когда они придают особенное значение какому-то знаку, рисунку, слову. Выяснить содержание созданного символа возможно только при разговоре с больным.

Конечно, символика характерна и для нормального мышления, мы ею пользуемся для яркого выражения наших чувств, отношения к определенному объекту. Но эти символы широко известны, популярны, они могут быть как постоянными, например, символ женской красоты «Венера», так и преходящими, созданными творчеством разных авторов или актеров.

Символическое мышление встречается чаще всего при шизофрении.

Резонерское мышление (бесплодное мудрствование). Основным его признаком является склонность к пустым, бесплодным, поверхностным суждениям. Высказывания нередко многословны, напыщенны, многозначны. Классический пример резонерства описал Н.В.Гоголь в образе Хлестакова, суждения которого имели общий многозначный характер и воспринимались окружающими как проявления большого ума. Резонерство может не выходить за рамки банальной, хотя и претензионной риторики, которая кружит вокруг очевидных и простых истин. В этом случае резонерство определяется как чрезмерная потребность в самоутверждении и самовыражении.

Резонерство наблюдается также при шизофрении, эпилепсии, органических повреждениях головного мозга, особенно в пожилом возрасте.

Разорванность мышления характеризуется распадом ассоциативных связей между представлением и понятием, и поэтому внешняя речь больного теряет способность складываться в грамматически правильные предложения и фразы. Разорванность мышление может проявляться в виде соскальзывания, когда после долгих, логически правильно построенных предложений больной незаметно для себя переходит на другую тему. Разорванность мышления может достигать уровня потери логической связи между словами внутри предложения (инкогеренция). Вот пример речи больного: «Отмените аминазин, в постели нельзя курить на голодный желудок, я вам говорил, чтобы психов гнать отсюда, бросайте издеваться, я сам покажу, хотя вы кривой, а я косой, инъекцию галоперидола закачать на стол (услышал, как врач говорил медсестре, что больному надо сделать инъекцию галоперидола), я весь здесь перемажусь, как свинья и т.д.».

Более выраженная разорванность может нарушить грамматическую форму, и речь больных становится похожа на бессмысленный набор слов «словесная окрошка».

При развитии дефектных состояний у больных часто обнаруживают симптом «шизофазия», когда речь состоит из набора отдельных слогов.

Описанные варианты разорванности мышления в основном встречаются при шизофрении.