Причины мононеврита лицевого нерва могут быть самыми разнообразными, но чаще всего они имеют инфекционную природу. Такие заболевания, как грипп, паротит (свинка), безжелтушный лептоспироз, клещевой энцефалит, различные по происхождению менингиты, инфекционный мононуклеоз, токсоплазмоз и многие другие, могут в дальнейшем приводить к развитию полного или частичного паралича лицевого нерва.

Самым распространенным фактором, способным спровоцировать мононеврит лицевого нерва, являются банальные респираторные заболевания, чаще всего вирусного происхождения. Очень часто заболевание возникает как осложнение воспалительного процесса в соседних органах, особенно уха, так как лицевой нерв проходит в непосредственной близости от него. Особой разновидностью поражений лицевого нерва являются поражения травматического характера, причинами которых чаще всего бывают: оперативные вмешательства на ухе, чаще всего по поводу воспалительного процесса, перелом височной кости, травматические повреждения костей и мягких тканей лица. Раньше также отдельно выделяли травмы лицевого нерва новорожденных, связанные с наложением акушерских щипцов, однако в последнее время такая манипуляция во время родов практически не применяется.

Часто место повреждения лицевого нерва напрямую зависит от его причины. Например, при полиомиелите и энцефалите чаще всего происходит повреждение непосредственно ядра лицевого нерва, располагающегося в головном мозге. Другие факторы чаще всего ведут к поражению нижележащих отделов нерва. Особенно часто мононеврит лицевого нерва как осложнение воспаления в ухе встречается у детей раннего возраста, не достигших 1 года.

Клиника, диагностика

Признаки заболевания могут быть различными, что определяется уровнем повреждения нерва.

Общий признак для всех форм заболевания — нарушение функций мышц, отвечающих за мимику лица. С той стороны, где располагается пораженный нерв, мимика практически или полностью отсутствует. Это проявляется в сглаженности лобных складок, опущении брови.

Характерный признак — так называемый «заячий глаз», когда глаз на пораженной стороне кажется более широко раскрытым. Кроме того, за счет двигательных расстройств больной не может ег о до конца сомкнуть, в результате чего наблюдается постоянное слезотечение.

При осмотре ребенка заметно, что складка между носом и верхней губой на стороне повреждения сглажена, щека немного отвислая. Некоторые больные немного прикусывают губу или щеку на пораженной стороне. Один из углов рта опущен. При более значительных поражениях лицевого нерва весь нос и рот могут быть полностью смещены в здоровую сторону. В результате нарушений движения и тонуса в ушных мышцах происходит также смещение и «больного» уха: оно разворачивается немного вперед и в сторону. У детей грудного возраста нарушения носят еще более тяжелый характер: они не могут даже самостоятельно брать и сосать грудь, так как нарушены движения в мышцах губ. У более же старших детей все вышеуказанные нарушения наиболее сильно заметны при плаче, смехе, различных гримасах.

Иногда бывает так, что при мононеврите лицевого нерва нарушаются движения, при этом чувствительность не страдает. Такие состояния наблюдаются при локализации патологического процесса в области головного мозга, ядра лицевого нерва.

При поражении участка лицевого нерва, проходящего внутри лицевой кости, признаки заболевания носят отличительные черты. Имеют место сочетание нарушений движения в мимических мышцах, расстройства кожной чувствительности и нарушения слезоотделения и кровоснабжения.

Несколько иная картина наблюдается пр] более низких поражениях нерва. При этом могут выявляться нарушение восприятия вкус языком в пределах его передних двух трети нарушение выделения слезы, повышение чувствительности к звуковым раздражителям, нарушение кожной чувствительности в той или иной области лица. Часто бывают довольно сильными сосудистые нарушения: покраснение глаз вследствие расширения сосудов конъюнктивы, неравномерность окраски щек. Иногда поражения лицевого нерва сочетаются с другими невритами, в этих случаях выявляются другие соответствующие признаки.

В отличие от поражений нерва на других уровнях в данном случае наблюдаются отхождение большого количества слезной жидкости и слезотечение. Характерно также наличие расширений сосудов конъюнктивы глаза с одной стороны и различная интенсивность окраски правой и левой щеки.

В клинике существует ряд методик для оценки степени выраженности тех или иных расстройств. Например, для выявления нарушений со стороны сосудов применяют пробу, названную по автору пробой Ремки. С этой целью на нижнее веко наносятся растворы, приводящие к расширению сосудов. Впоследствии результат оценивается по степени расширения сосудов конъюнктивы.

С целью определения нарушений со стороны вкуса применяют растворы соли поваренной и сахара различной концентрации. Данное нарушение появляется в начале заболевания и уже спустя 1 месяц полностью восстанавливается. При этом скорость восстановления вкусовых ощущений никоим образом не зависит от темпов восстановления двигательных функций лицевых мышц.

При наличии поражения со стороны непосредственно ствола лицевого нерва весьма характерным признаком является нарушение потоотделения, в результате чего на пораженной стороне имеет место повышенная потливость.

После 2—3-х недель от начала болезни на пораженной стороне лица начинают появляться содружественные движения, подергивания и тики мышц, затем нарастает нарушение их подвижности. Мимика больного на стороне поражения становится бедной, выражение лица — однообразным (так называемое маскообразное лицо). Такие нарушения могут наблюдаться только при поражении непосредственно ствола нерва и никогда не развиваются при патологическом процессе в мозговых центрах. При этом могут иметься жалобы больного на постоянные беспричинные боли за ухом, в затылке, в области щеки, что наиболее характерно для начала и разгара заболевания. Болевой синдром развивается примерно через неделю от начала заболевания, часто он опережает двигательные расстройства. В дальнейшем он может продолжаться от 1 недели до 1 месяца, угасание его всегда происходит постепенно. Очень часто боль возникает не сама по себе, беспричинно, а бывает связана с переохлаждением.

При поражении мозговых ядер лицевого нерва очень типичным признаком являются расстройства со стороны органов равновесия. При патологическом процессе непосредственно в стволе нерва подобные расстройства также могут иметь место, но встречаются крайне редко. Проявляются они в подергивании глазных яблок, нарушении устойчивости при вертикальном положении тела, нарушении походки, координации движений.

Поражение лицевого нерва в ряде случаев может сочетаться с герпетическими высыпаниями на лице.

В некоторых случаях во время выздоровления даже после полного восстановления нарушенных двигательных функций нерва еще долгое время больного продолжает беспокоить слезотечение. Реже может сохраняться повышенная возбудимость лицевых мышц, которая проявляется в следующем: при постукивании по скуловой дуге неврологическим молоточком происходит сокращение мимической мускулатуры на одноименной стороне.

При постановке диагноза неврита лицевого нерва очень большое значение имеет электро-миографическое исследование, в ходе которого определяются возбудимость нерва и мимических мышц, их сократимость и скорость проведения нервных импульсов. Применяются также лабораторные исследования (бактериологический, вирусологический, серологический метод и т. д.) с целью установления возбудителя заболевания.