Лечение алкоголизма без ведома больного

Ваш родственник болен алкоголизмом, но категорически отказывается принимать этот факт, и уж тем более не желает проходить лечение. Знакомая ситуация?

Наркологам отлично известно: отрицание болезни пациентами – один из наиболее типичных симптомов алкоголизма. Это настолько характерно для алкоголиков, что некоторые авторы готовы видеть за согласием больного с фактом зависимости скрытые психологические расстройства.

Нет ничего удивительного в том, что в складывающейся ситуации родственники алкоголиков, измученные поведением зависимого, ищут способы справиться с заболеванием своими силами, не получая согласия от больного. Очень многие делают попытки провести лечение больного без его ведома.

Пример из жизни

Эдик начал выпивать на 1 курсе института, а уже к концу обучения алкоголь прочно вошел в его жизнь, став естественным дополнением любых праздников и посиделок с друзьями.  С каждым месяцем, каждым годом молодой человек принимал все чаще и чаще. Спустя несколько лет пьянство приобрело запойный характер. К тому времени мужчина был женат, у него росла маленькая дочь. Устав верить бесконечным обещаниям прекратить употреблять спиртное, жена с ребенком ушли, Эдуард остался жить с пожилой матерью.

Перепробовав все способы воздействия на сына, женщина пошла на крайние меры и стала подсыпать в пищу травы токсического действия, вызывающую тяжелую рвоту при употреблении спиртного. Когда Эдик понял, в чем дело, разразился грандиозный скандал. Обнаруженный пакет со средством от алкоголизма был безжалостно выброшен, а мужчина вернулся к употреблению спиртными напитками.

Как стоило поступить в описанном случае родственнице алкоголика?

Эту историю можно назвать классической: настолько часто ее приходится слышать врачам-наркологам в повседневной практике. Но все-таки: в чем была ошибка матери Эдика, как нужно было поступить в конкретном случае?

Можно сказать однозначно, что вообще не стоило выполнять принудительное лечение от алкоголизма. Лучше заранее узнать, к каким опасным для жизни зависимого последствиям способна приводить подобная инициатива со стороны родственников. Но самое главное: лечение без ведома зависимого изначально было обречено на неудачу.

А что стоило сделать?

Лучшим решением стало бы обращение в наркологический центр за личной консультацией. Применяемая наркологами методика интервенции (принудительной консультации) дала бы реальный шанс Эдику осознать губительное влияние алкоголя на его жизнь.

Практика показывает: очень многие зависимые, поняв во время общения со специалистом реальный масштаб проблемы, дают добровольное согласие пройти лечение, и отправляются в клинику, чтобы пройти вывод из запоя и последующие этапы (реабилитацию, адаптацию). Таким образом, интервенция могла бы решить проблему целой семьи: тот самый случай, когда 20% действий могли бы дать даже не 80, а все 100% желаемого результата, не ущемляя ни свободы самого зависимого, ни интересов его ближайших родственников.